Скарабей 
Потерявшийся Кай
Колдовство (письма с юга)
Не простые стихи и не совсем о любви...
Холода
Летучая мышь
Метаморфозы
Зимние сны
Стекляная игрушка
Белые львы
Ответ Зрителя - Актрисе
Не детский стих

Cтихотворение с сайта http://stanza.zuzusoft.com

24-Feb-02 04:04
Автор: IcY

Что я?..

Я снова в темноте окон
Живу печальным звонким эхом
И вытекаю тихим смехом
Из ран, оставленных дождем.
Я снова прячусь под зонтом,
Озябшими руками в омут
И мысли бессловесно тонут
Об угол смазанным виском.
Я снова в темноте окон
Мечусь, на рамах застывая
Слезами пойманного рая,
Рождая лишь стеклянный звон...

7-9, сентябрь *99

Потерявшийся Кай.

"Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь." Эти первые строчки знаменитой сказки Г.Х.Андерсена я поставила в самом начале. Почему? Потому, что это сказка "Снежная королева". И еще, сразу, в самом начале хочу привести "семантическую раскладку" стиха. Я выписываю слова в два столбика: левый ряд - ряд темноты, холода, умирания; правый - ряд света, тепла, плодородия.

темнота окна
печальный звонкий
тихий смех
раны дождь
бессловесные мысли
прячусь рай
озябшие
смазанный(размазанный)
тонут
мечусь
слезы.
 

И сразу обнаруживается странная замечательная штука, первые пять строк представляют из себя пары слов СТОЯЩИХ РЯДОМ. И на этом семантический ряд света и тепла практически кончается!
А ведь действительно, как в той самой сказке, отражаясь в волшебном зеркале семантических рядов, слова из правого ряда приобретают противоположный смысл. Снежная Королева, как вы, конечно, помните, поманила Кая через окно. Она была "...так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая!" И окна в ее дворце были проделаны буйными ветрами, а стены намела метель. И вместо стекол в окнах, видимо, был лёд. Да вот же, вот оно печальное звонкое эхо! Вы слышали, как звенят сосульки льда? Именно печально, тонко и звонко. А вспомните, какие раны оставляет во льду дождь. Из этих ран вытекают последние остатки тепла и жизни (ледяной жизни, разумеется). Озябший Кай ( а вот они и озябшие руки!) сидел посередине главного зала и никак не мог сложить из осколков льда СЛОВО. Его бессловесные мысли тонули в холоде. И сразу встают на место последние строчки: застывшие слезы пойманного рая. Кай и не может сложить в этом ледяном дворце ничего кроме мертворожденной "ледяной игры разума". И снова слышен стеклянный звон льдинок...
Так вот что было спрятано в этом стихе, та самая сказка про то, как Снежная Королева заманила маленького мальчика в мир холодного и мертвого разума.

Окончание разбора было подсказано Е.Созиной.
Фактически в стихе противопоставляется жизнь, гармония, радость, открытость - нежизни: тьме, пассивности, печали, депрессии и одиночеству, ненужности. Слова из первого ряда преобладают и даже усиливаю свое значение с помощью второго ряда. Герой стиха остается в своем состоянии, динамики движения нет.
Тем самым, основной темой стихотворения является ощущение или настроение бессилия, беспомощности, неосуществленного и неосуществляющегося стремления к выходу за пределы себя и своего "комплекса неполноценности".